1.  ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ

 

            Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» занимает особое место в профессиональной подготовке бакалавров в области менеджмента и организации труда, трудовых отношений, управления персоналом, поскольку формирует целостное представление о методологии и организации системы управления человеческими ресурсами, планировании кадровой работы, технологиях управления персоналом, развитием, оценке результатов труда сотрудников.

            Цель изучения дисциплины заключается в изложении ряда теоретических положений, методических и прикладных разработок в области управления человеческими ресурсами, позволяющие сформировать практические навыки принятия эффективных управленческих и кадровых решений.

            Из вышеназванной цели вытекают следующие задачи.

1. В области теории:

         овладеть понятийным аппаратом в области управления человеческими ресурсами;

         знать ретроспективу концепций управления персоналом;

         знать стратегии осуществления деятельности по УЧР в соответствии с фазами развития предприятия и стратегий его развития;

         знать принципы и методы осуществления кадровой работы;

         представлять направления осуществления кадровой деятельности.

2.                  Прикладные – уметь использовать теоретические знания для решения конкретных задач в области УЧР:

         планирования  человеческих ресурсов;

         найма и отбора персонала в организацию;

         оценки и аттестации различных категорий работников и результатов их труда;

         адаптации работников;

         планирования карьеры и профессионально-должностных перемещений;

         профессионального развития персонала

         мотиваций персонала.

            Приобретённые бакалаврами знания и практические навыки должны обеспечить им умение самостоятельно на достаточно высоком уровне организовывать систему управления персоналом, производить необходимые кадровые нововведения.

            Предметом изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» является очень широкий спектр вопросов. УЧР как научная и учебная дисциплина появилась в 70-е гг.XX в. Она, опираясь, с одной стороны, на методологические традиции специалистов, занимающихся психологией личности, организационной и индустриальной психологией, а с другой, – на теоретические представления специалистов по организационному поведению, имеет более широкий круг интересов, чем упомянутые дисциплины.В круг интересов УЧР входит забота о безопасности труда и здоровье работника, его личная удовлетворённость и полученные им результаты, индустриальные отношения и планирование персонала.

            Кроме того, появились внешние воздействия, а именно: более интенсивная международная и внутригосударственная конкуренциями среди компаний. Это двустороннее «давление» как бы отражает обе стороны УЧР – теоретическую и прикладную.Было признано, что значительное влияние на УЧР оказывало и оказывает большое число организационных параметров, на некоторые из которых не обращали достаточного внимания.Такие характеристики, как структура, стратегия, размер, культура, жизненные циклы продукции и организации, стали включаться в рамки работ по УЧР.

           

 

2.ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ  ОСВОЕНИЯ   ДИСЦИПЛИНЫ

        

         В результате освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» обучающиеся должны:

1)Знать:

- сущность, цели, функции и организационную структуру системы управления персоналом;

- технологии найма, отбора, приема и расстановки персонала;

- основы профориентации и трудовоий адаптации персонала;

- сущность и принципы организации труда персонала, высвобождения персонала;

- технологии управления профессиональным развитием персонала;

- специфику организации обучения персонала;

- сущность технологий текущей деловой оценки и аттестации персонала;

- основы управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;

- технологии управления нововведениями.

2)Уметь:

- разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников иосуществлять программы по их адаптации;

- разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованиюорганизации труда персонала;

- использовать различные методы текущей деловой оценки и аттестации персонала;

- разрабатывать и реализовывать программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность;

- разрабатывать мероприятия по совершенствованию управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и участвовать в их реализации.

3) Владеть:

- современными технологиями управления персоналом организации - найма, отбора, приема и расстановки персонала;

- методами профориентации и трудовой адаптации персонала;

- методами научной организации труда и высвобождения персонала;

- современными технологиями управления обучением и развитием персонала;

- навыками разработки процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала.